суббота, 5 января 2019 г.

Выставка "Страсти по бисеру"

Я редко рассказываю о своих походах по выставкам и музеям. Ведь обычно они не связаны с рукоделием, да и кому, кроме меня самой это может быть интересно?
Но сегодня я расскажу о выставке, которая никого не оставит равнодушным - о выставке, привезенной из Московского музея-усадьбы Останкино - Страсти по бисеру.
Я готовилась к ней, планировала, даже предприняла попытку уговорить мужа. Но пошла одна.
Впрочем, там и одной очень интересно.
Стены небольшого зала украшают литографии из французских журналов и вышитые картины. Временами встречаются вот такие интересные схемы вязания и вышивки.
Но чаще все же встречаются именно картины, картинки и сонетки, оформленные в рамку для большей охранности.

Первое, что меня поразило и вызвало невероятный восторг - размер бисера. Сейчас такой обзывают микробисер. И сама я таким вышивать не сала бы, даже если бы мне вручили самую мощную лупу, яркую лампу и удобное рабочее место.
А вот так демонстрировали ассортимент бисер и цены на него в 1903 году. Куда интересней, чем россыпь в пакетиках сейчас.
Я впервые в живую увидела струбицу. Прежде только читала о них и видела фото. Оказывается эти птички не такие уж и большие.
Конечно же, чаще всего рукодельницы XIX века вышивали и шили аксессуары и картины.

Но многие шли намного дальше и творили масштабные вещи!
Например, вот такие сонетки. Интересно, сколько времени ушло на ее создание, учитывая калибр бисера?
Вышивали и стеклярусом, рубкой и более крупным бисером. Причем работы тоже немелкие.


А вообще, я поняла, что я очень похожа на рукодельниц XIX века - я тоже все время ищу практическое применение бисеру.
Хотя до подстаканников я не додумалась.
А это курительная трубка! Представляете, трубка, обшитая бисером!!!
Небольшие сюжеты, демонстрирующие быт, праздники и наряды тех времен.

Ну, и трубками практичность не ограничилась - шкатулки, пресс-папье, даже чехол для мелка! Тут даже моя фантазия топчется в уголке, чтобы не попадаться на глаза вышивальщицам XIX века.

А какими в ту пору были шкатулки для рукоделия! Эх, я оторваться не могла от них.

Видите снежинки? Это шпульки. Будто пластиковые....
Игольницы, чехлы и обшитые чернильницы... бисер захватил умы барышень.

А еще вышивали не только по холсту, но и по канве. Причем то страшной и отвратительной, которую мы сейчас и канвой-то назвать не решаемся.
У меня такая еще есть в закромах, но вышиваю я на ней только по ткани, чтобы после выдернуть. А тут попугаи... И тут они и остались бы...

Вышивали и по бумаге.... Вот они истоки Mill Hillа.

А этот попугай просто невероятен! Он примерно формата А3. Интересно, сколько времени потребовалось, чтобы его вышить?
Одежда и бальные аксессуары (вполне логично) точно стали объектами бисерного рукоделия.
Вот, например, очаровательная кокетка расшитая бисером, жемчугом и пайетками. Романтика...
Веера, тут уже и золотому шитью нашлось место.
Пелерины, сумочки...
и даже чехол для флакона!

Туники и тюники. Их тоже обшивали бисером, жемчугом, пайетками и шелковыми нитями. Причем, вышивали по сетке, отчего создается еще большее ощущение волшебства и воздушности.
А эта накидка поражает свое красотой. Здесь нет бисера, но вышивка золотом, плетение и изящный узор.. эх, какими красивыми и счастливыми были барышни в ту пору... кгда заканчивали все это создавать...

Что хочется сказать о выставке еще? Или каково мое резюме?
Ощущения от нее остались неоднозначные. С одной стороны - меня переполнил восторг. Тут столько удивительных открытий о том, почему женщины в XIX веке к 40-ка уже были совершенно слепыми и поголовно страдали от больной спины. Работы вдохновляют на новые подвиги и доказывают, что не ы додумались обшивать и обвязывать все, что попадется под руку.
Но все же информации очень мало. Описания скудные, не раскрывается техника вязания или плетения - догадайтесь сами. И очень не хватает гида, хотя бы аудио, чтобы узнать, что из этого создавалось руками простых крестьянок, а что творилось в более комфортных условиях барышнями, выпускницами домов благородных девиц.
И все же пошла я туда не зря. Мне там понравилось, правда, все время хотелось потрогать, погладить бисер, уткнуться в него носом, чтобы понять, какого же размера была игла, которой все это вышивалось.
Поэтому если у вас есть возможность и время, сходите все же туда, погрузитесь в романтичный XIX век, когда в тренде был бисер...

14 комментариев:

  1. Ух, Ксюш, какая богатая выставка! Я все жду, когда закончат ремонт Останкино и наконец-о можно будет туда выбраться.Они свои экспонаты по разным музеем пока разместили и вот на выставку вывезли. Спасибо тебе огромное, что показала. Конечно же это нужно видеть,чтобы понять размер и прелесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не за что, Саш))) мало, правда, привезли)) зал совсем небольшой)) и очень не хватает полного описания, с ним было б ещё интереснее))

      Удалить
  2. Ксюша, спасибо за экскурсию! Было очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюша, не за что)) в живую удовольствия от этой выставки в разы больше))

      Удалить
  3. Просто потрясающе!! Огромное спасибо, что показалам нам все эти сокровища! Эх, жаль, мне на такую выставку не выбраться

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светочка, не за что))) я тоже всегда гляжу на выставки в других городах и жалею, что к нам такие не приезжают))

      Удалить
  4. Ксюша, благодарю. Очень интересно было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юленька, не за что)) так приятно разделить свой восторг с другими рукодельницами)))

      Удалить
  5. Ксения, замечательная выставка, представляю как интересно всё это увидеть в живую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, это точно. В живую намного интереснее)) жаль лишь что смотреть можно, п трогать нельзя)) но это и понятно - после парочки таких любопытных как я уже бы ничего не осталось)))

      Удалить
  6. Спасибо большое за репортаж. Полное описание есть и с ним можно ознакомиться в книге Елены Сергеевны Юровой "Эпоха бисера в России". Там описана и техника, и сюжеты, и размер бисера и то, как эти вещи приобретались, ведь это все коллекция Елены Сергеевны и ее семьи. Если говорить о тезнике, то все чубуки бисерных трубок, подстаканники, чехлы на мелки и чернильницы - это все вещи связанные крючком. И тот прекрасный попугай на корзине с цветами и фруктами тоже вязаный. Это поразительно. Еще раз спасибо за репортаж.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юленька, спасибо за подсказку))) что подстаканники и чубуки вязанные - было написано на аннотации. Но как по мне, так информации маловато, учитывая, что туда идут люди неподготовленные и книг не читавшие. Поэтому все же хочется, чтобы больше можно было почерпнуть на выставке, а не дома после или до похода тудп)))

      Удалить
    2. Я с Вами совершенно согласна. На музейных этикетках обязательно должны быть указаны и техника, и назначение, и материал, и сюжет... Этого часто не хватает. Как же я хочу, чтобы эту выставку привезли к нам в Питер! Уже в Останкино написала. Они говорят, пусть какой-то ваш питерский музей пригласит, но писать в музеи, мол пригласите останкинцев, я как-то не решаюсь.

      Удалить
    3. А зря. Надо писать, иначе выставки не будет. А она того стоит)))

      Удалить